Гумилев Л.Н.

Авторский сайт Лимарева В.Н.

 

Энгельс о роли страстей человеческих.

 

Страсти человеческие. Коллаж Лимарева В.Н.

Энгельс ярко описывает силу страстей человеческих и их роль в истории:…"цивилизация совершала такие дела, до каких древние родовые общества не доросли в самой отдаленной степени. Но она совершала их, приведя в движение самые низменные побуждения и страсти людей и развив их в ущерб всем остальным задаткам. Низкая алчность была движущей силой цивилизации с его первого до сегодняшнего дня; богатство, ещё раз богатство и трижды богатство, богатство не общества, а вот этого отдельного жалкого индивида было её единственной определяющей целью. Если при этом в недрах  этого общества все более развивалась наука и повторялись периоды высокого рассвета искусства, то только потому, что без этого невозможно было бы все достижения нашего времени в области накопления богатства" (Ф. Энгельс).

Эта мысль пронизывает ткань работы Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Он указывает, что именно «алчное стремление к богатству»  привело к возникновению антагонистических классов.

Говоря о родовом строе  и обществе, Энгельс писал: «Власть этой первобытной общности должна быть сломлена, - и она была сломлена

Но она была сломлена  под таким влиянием, которые прямо представляются нам упадком, грехопадением по сравнению с высоким  уровнем  старого родового  общества. Самые низменные побуждения – вульгарная жадность, грубая  страсть к наслаждениям, грязная  скаредность, корыстные стремления к грабежу общего достояния – являются восприемниками нового цивилизованного классового; самые гнусные средства – воровство, насилие, коварство, измена общества – подтачивают старое бесклассовое родовое  и приводят его к гибели.

Так смотрел Энгельс на прогрессивное развитие человечества.

С обывательских позиций алчность, честолюбие…, это «дурные чувства», но с философских   - « дурные « или хорошие могут быть только мотивы поступков, причем  сознательные  и свободно выбранные.

 А поступки могут быть и бывают самые разные, в том числе и объективно полезные для коллектива например тщеславие заставляет артиста добиваться одобрения аудитории и тем совершенствовать свой талант.  Властолюбие стимулирует активность политических деятелей, подчас необходимую для государственных решений.  Жадность ведет к накоплению материальных ценностей и т.д.  Все эти чувства свойственны всем людям, но в различных дозах. Все они проявление пассионарности в чертах характера людей.

Гегель категорично утверждал, что вообще ничего не осуществляется  без  интереса тех, которые участвовали своей деятельностью. Интерес мы называем страстью.  Страстные индивидуальности  целиком отдаются предмету, сосредотачиваясь на цели все свои силы и потребности – то мы должны сказать, что ничто великое в мире не совершается без страсти.

  • главная