Гумилев Л.Н.

Авторский сайт Лимарева В.Н.

 

 

Исмаилиты и карматы.

 

  • Религии мира.
  • Смерть героя.(Жизнь и подвиги Антара.  Средневековая арабская иллюстрация к роману.)

    В мусульманском мире появилась новая религиозная доктрина. Сторонников новой доктрины в Персии известны как - исмаилиты, в Аравии – карматы.

    Сторонники нового учения утверждали, что безобразия этого мира исправит Махди, то есть спаситель человечества, он восстановит справедливость.

    Эта проповедь всегда находила отклик  в народных массах, особенно в тяжелые времена. А 9 век был очень жестоким. Мятежи и отпадения эмиров, восстания племен на окраинах  и рабов-зинджей в сердце страны (Арабского Халифата), бесчинства наемных войск и произвол администрации, поражение войнах с Византией и растущий фанатизм мулл – все это  ложилось на плечи крестьян  и городской бедноты, в том числе  и образованных, но нищих персов и сирийцев.

    Горючего скопилось много; надо уметь поднести к нему факел.

    Свободная пропаганда любых идей была в халифате недопустима. Поэтому эмиссары доктрины и выдавали себя за мусульман. Они толковали тексты Корана, попутно вызывая у собеседников сомнения и намекая, что им что-то известно, что истинные законы забыты и от этого все бедствия, и вот если восстановить истинный закон… Но тут он, как бы спохватившись, замолкал, что конечно вызывало, разжигало любопытство. Собеседник, крайне заинтересованный, просил продолжать, но проповедник опять ссылаясь на Коран, берет с него клятву соблюдения молчания, а затем, как испытание доброй воли прозелита, сумму денег на общее дело. Затем идет обучение новообращенного. Мир, в котором мы живем плохой, потому что здесь всякие кадии, эмиры, муллы, халиф со своим войском угнетает и обижает бедных людей, у которых есть выход достигнуть совершенства через учение в их общине. Теперь они сами будут обижать кадиев, эмиров и т.д.

    Такая незамысловатая, казалось бы, система нашла себе большое количество приверженцев.

    Карманы, или, как их на Востоке называли, исмаилиты, должны были всем лгать: с шиитом  он должен быть шиитом, с суннитом – суннит, с евреем – еврей, с христианином – христианин, с язычником –язычник, но только должен был помнить, что тайно  подчинен своему пиру – старцу. Все мусульмане – враги, против которых дозволена ложь, предательства, убийства, насилие. И вступившему на «путь», даже в первую ступень, возврата нет, кроме как смерть.

    Община, исповедующая и проповедующая это страшное ученье, бывшее бесспорно мистическим и вместе с тем антирелигиозным, очень быстро завоевала твердые позиции в самых разных областях распавшегося халифата.

    Никакого духовенства у них не было, но иерархия была очень строгая. Каждая община имела своего руководителя, которым подчинялась беспрекословно. На смерть они шли, совершенно не дрогнув, потому что за мученическую смерть им гарантировалось место в антимире, где вечное блаженство. А чтобы они верили, что антимир (рай) действительно существует, что это не обман, им давали покурить гашиша - самый обыкновенный наркотик, - и они рай видели! Видения у них были красочные, что за них стоило погибнуть.

    Исмаилиты проникали всюду и убивали ради убийства, сами оставаясь невидимыми. Ночь, символ тайны, был их стихией.  Они заключали тайные сделки, тайно дружили с тамплиерами, тайно вступали в свои братства, и погибали под пытками, хранили тайну мотивов своего поведения.

    Карматы образовали общину в Бахрейне (образовав там подобие государства).  Из Бахрейна они разорили в 929 году Мекку, там перебили паломников и похитили черный камень Каабу, который вернули лишь в 951 году. Губительными набегами подвергали Сирию и Ирак, овладели даже Мультаном в Индии, где варварски перебили население.

    Исмаилиты пытались так же утвердиться в Иране и Средней Азии, но наткнулись на противодействие тюрок и потерпели поражение.

    Несмотря на поражение, исмаилиты в конце 12 века держались в Иране и Сирии.

    Засан Саббак, чиновник канцелярии сельджукского султана Мелик-шаха, выгнанный за интриги, стал исмаилитским имамом. В 1090 году ему удалось овладеть горной крепостью Аламут  в Дейлеме, и он стал называться « старцем гор».  Так же исмаилиты приобрели десяток крепостей в горах Ливана.

    Однако не крепости были главной опорой подданных «старца гор». Большая часть исмаилитов жили в городах и селах, выдавая себя за христиан и мусульман. Мусульмане не считали их за единоверцев.

    Попытки уничтожить этот орден были всегда неудачны, ибо каждого визиря или эмира, неудобного для исмаилитов, подстерегал кинжал убийцы, жертвовавшего жизнь по велению своего старца.

    Засан Саббак не ощущал недостатка а искренних приверженцах. Так погиб в 1092 году визирь Низам аль-Мульк от кинжала фидаина.

    Старец гор направлял своих убийц на самых талантливых энергичных эмиров, место которых занимали менее способные, а то и вовсе бездарные тупицы и самолюбцы.

    Такой целенаправленный геноцид за 50 лет превратил Сельджукский султанат внесистемное скопление небольших, но хищных княжеств, пожирающих друг друга как пауки в банке.

    Исмаилиты искали друзей среди христиан. Православные византийцы для исмаилитов не подходили: греки так обожглись на павликанах развязавших восстание, что предпочитали иметь дело с сельджуками. Но подходили крестоносцы.

    Крестоносцы за полвека растеряли первоначальный религиозный порыв и поддавались обаянию роскоши и нег Востока. Война из грандиозно столкновения «христианского» и «мусульманского» миров  превратилась в серию феодальных стычек, обычных для любой страны того времени.

    Исмаилиты  держались в своих замках, пользуясь всеобщим беспорядком, и продавали свои услуги феодалам, желавшим избавится от того или иного соперника. Убийства приносили секте доход.

  • Исмаилиты.

  • главная