Манихейство в Уйгурии или «видовое самоубийство». Лимарев В.Н.
  • Религии мира.
  • Манихейство в Уйгурии или «видовое самоубийство».

    (реферат)

    В соответствии с книгой Л.Н. Гумилева:

    «Древние тюрки»

  • Л.Н. Гумилев. Гностицизм. Поклонники света. Манихейство.
  • В 8 веке уйгуры приняли манихейство. В конце 8 века Уйгурия (северный сосед Китая) стала ограниченной монархией, где формально правил выборный хан,  исполнительная власть была сосредоточена в руках главы правительства (визиря),  законодательная у  манихейской церкви.

    Вся внешняя и внутренняя политика государства стала определяться манихейским духовенством.

    Функции, которые возлагались на хана манихейством - вести непрерывные войны.

    Из записи того времени ясно, что ждали от хана манихеи:

    «Во всей земле простолюдины и живые существа, чистые и добрые, были бы покровительствуемы, а злые истреблены».

    Уйгуры, действуя в соответствии с манихейской трактовкой добра и зла, не отличались веротерпимостью на завоеванных территориях. Освобождаясь от скверны, они производили гонения на инакомыслящих.

    Поэтому Уйгурия была окружена врагами, примирение с которыми было невозможно.

    Разорвав дружеские отношения в 806 году, уйгуры совершили набег на Китай. Не достигнув существенных результатов, они опять восстановили дипломатические отношения.  В  806 году  в Китай прибыло посольство уйгур, полностью состоящее их представителей манихейской церкви.

    Сначала Китай принял это посольство, но затем, озабоченный деятельностью манихеев в Китае, признал  это учение вредным и  выгнали в 817 году манихеев из Китая.

    Манихейская религия последовательно боролась против плотского, материального начала, и её победа по сути дела, означала бы прекращение физического существования её приверженцев. Хотя процесс самоубийства замедлился искусственно, но все же это было видовое самоубийство.

    Высшей добродетелью манихеев было неприятие жизни, неудовлетворенность, которая неизбежно поражала уныние.

    Вторая добродетель – непримиримость ко всему плотскому – исключала сострадание и милосердие, следовательно, давала простор жестокости, возводя её в принцип.

    Третья установка – изнурение плоти путем совмещения аскетизма и распутства – делала невозможность существование семьи, которая была лишь терпима, но не благословенна.

    Л.Н. Гумилев: "Проституция, как стереотип поведения уйгурского этноса".

    Эти три принципа диаметрально противоположны христианству, где уныние смертельных грех, милосердие – добродетель, а создание моногамной семьи – акт веры и таинство.

    Играющие дети. Рис. на китайской вазе 17 века. Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

    Прежде всего, необходимо отметить, что подледными манихеями  могли стать немногие, главным образом из аристократии.  Возможно ли было растолковать уйгурскому пастуху, неграмотному храброму войну, что его благоухающая степь, любимая жена и веселые краснощекие дети  - страшное зло, от которого надо отречься? Мог ли он возненавидеть свои крепкие руки, натягивающие тугой лук до уха, и своего любимого коня, не раз спасавшего ему веселую и привольную жизнь? Как мог он представить себе абстракцию борьбы Света и Тьмы? Совершенно очевидно, что большая часть уйгурских кочевников были манихеями лишь по названию, продолжая жить привычным бытом и руководствуясь привычными представлениями.

    Последствие этого обстоятельства стал разрыв между знатью и народом: народ перестал понимать своих вождей.

    Ведущая часть уйгурского общества приняло веру страстно, так как их устраивала непримиримость, дававшая выход воинственности уйгуров. Война с тибетцами, карлуками и кыргызами приобрела теперь для уйгуров высший смысл: она сделалась борьбой за веру. Результат этого оказалось крайнее обострение всех проблем внешней политики.

     

    Самым губительным последствие манихейства было разрушение семьи.

    Радения и оргии, прерывавшие период безбрачия, не могли привести к получению здорового потомства. Наиболее  приобщенная к культуре часть уйгуров могла давать лишь неполноценное потомство. Короче говоря, она вырождалась.

    Процесс вырождения не был быстр; для того чтобы последствия были ощутимы, нудно не меньше трех поколений, т.е. лет 80. Именно столько продержалась манихейская Уйгурия.

    Разложение аристократии принесло свои плоды.

    В 794 году отпали шато. В 835 году отпали татабы. Затем начали борьбу с уйгурами кыргызы…

    В 840 году зима выпала многоснежная, пало много овец и лошадей, к голоду добавилась моровая язва, уйгуры ослабели от голода и эпидемий.

    Не имея средств для прокорма, уйгуры напали на Китай в 841 году, сначала им сопутствовал успех, но затем китайская армия нанесла им поражение в 842 году, отбросив их в Манчжурию, где восстали против уйгуров татабы, и вместе с китайскими войсками стали их добивать.  С одной стороны остатки уйгур добивали китайцы, с другой кыргызы, пришедшие в Манчжурию с десятитысячным войском.  Немного спасшихся уйгур укрылись в  лесах и горах, промышляя грабежом.

    Китайцы же сразу после разгрома уйгуров собрали книги манихеев и идолов, и все было предано огню, а имущество взято в казну. Манихейская община была разгромлена, и это дало дорогу буддийской пропаганде. В дальнейшем буддизм полностью вытеснил манихейство.

  • Пророк Мани и манихейство.

  • Л.Н. Гумилев. Гностицизм. Поклонники света. Манихейство.



  • главная