Авторский сайт Лимарева В.Н. Лимарев В.Н.

Развитие этноса подвержено определенным законам. Лев Гумилев: “Конец и вновь начало”.

В соответствии с книгами Льва Гумилева:

“Этногенез и биосфера Земли”,

“Конец и вновь начало”.



1) ВВЕДЕНИЕ.


За последние века много сведений добыто археологами, летописи собраны, изданы и сопровождены комментариями.

В последнее время количество сведений об истории человечества росло, но не переходило в новое качество. По-прежнему оставалось неясным, каким образом маленькое племя иногда оказывалось гегемоном полмира, затем увеличивалось в числе, а потом исчезало.

То, что на первый взгляд просто и легко – превращается в загадку.


2) Динамическую систему человек - окружающая среда можно назвать этноценозом.


Дао. Кит. живопись.

Общим для человека и всех других живых существ является необходимость обмениваться со средой веществом и энергией. Почти все необходимые для существования средства добывать трудом, взаимодействуя с природой не только как биологическое, но и как социальное существо.

Однако социальные закономерности развития человечества не “отменяют” закономерности биологические, в частности мутации, и исследование их необходимо, дабы избежать теоретической односторонности и практического вреда, который мы носим сами в себе, так как мы подчас игнорируем нашу подчиненность не только социальным, но и более общим законам развития.

Как бы не была развита техника, все необходимое для поддержания жизни люди получают от природы. Они входят в биологическую цепь, как верхнее, завершающее звено биоценоза населяемого ими региона. А так как они являются элементами стуктурно-системной целостности, то нельзя изучать историю людей в отрыве от окружающей среды. Динамическую систему человек - окружающая среда можно назвать этноценозом.

Она возникает и рассыпается в исторические времена, оставляя после себя памятники человеческой деятельности. Природа живет вечно, получая энергию из нашей Галактики.

Связи человека с природой имеют две формы

А) Развитие биосферы в связи с деятельностью человека

Б) Развитие человека в связи со становлением природной среды.

Лимарев В.Н. Примечание:

Гумилев в своих работах не учитывает третий фактор, влияющий на развитие человечества - это взаимосвязи людей с Высшим Разумом. В целом, процесс развития человечества идет по естественным законам развития. Роль Высшего Разума в этом процессе в том, что он запускает программы развития и в дальнейшем служит катализаторов процессов: ускорят их, если они идут в нужном для Высшего Разума направлении и замедляет, если ясно, что в результате мутации человека могут произойти нежелательные изменения в человеческом обществе. В целом, весь процесс развития человечества от начала до конца находится под жестким контролем Высших Сил.


3) Развитие человечества в природной среде подвержено определенным законам.

Выявлением этих законов развития и занимается новая наука “Этнология”. Эта наука возникла во второй половине 20 века, когда выяснилось, что простое накопление этнографических собраний и наблюдений грозит тем, что наука, не ставящая проблем, превращается в бессмысленное коллекционирование. Возникло две дисциплины обществоведение и этнология, интересующиеся одним, на первый взгляд, предметом – человечеством, но совершенно в разных аспектах. И это закономерно, каждый человек – член социума и член этноса, а это далеко не одно и то же.

Этнология – это наука об импульсах поведения этнических коллективов, подобная этологии, науке о поведении животных.

Лимарев В.Н. Примечание:

Я не согласен с искусственным разделением человека, как члена социума и как члена этноса. И считаю, этнология зайдет быстро в тупик при таком подходе к изучению поведения человека. Даже, если вопрос касается животных, то многие животные живут стадами и их поведение обусловлено принятыми в стаде правилами поведения.

Только при изучении человеческого общества с учетом природных, социальных и божественных факторов, можно четко определить причины изменений, происходящих в обществе. Исключение одного из этих факторов и ставит в тупик исследователей динамики развития человеческого общества.

В тупик приводит и безапелляционное утверждение, что все в мире подвластно воле Творца.

Гумилев, в конечном итоге, опровергает приведенные выше утверждения, приходит к выводу о единстве социальных и этнических процессов. Далее мы читаем…



4) Социальная и этническая история. Кривая этногенеза.


Социальная и этническая история не подменяют друг друга, а дополняют наше представление о процессах, происходящих на поверхности Земли, где сочетаются “истории природы и история людей”. Общественная и социальная форма движения взаимодействуют столь причудливо, что иногда трудно уловить характер связи.

Но значит ли это только то, что феномен этноса – продукт случайного сочетания биогеографических и социальных факторов? Нет, этнос имеет четкую и единообразную схему.

Изменение пассионарного напряжения этнической системы.

Несмотря на то, что этногенезы происходят в совершенно разных условиях, в различное время и в разных точках земной поверхности, тем не менее, путем эмпирического обобщения, удалось создать кривую этногенеза.

Кривая - обобщение 40 индивидуальных кривых этногенеза, построенных для различных этносов.

Исходный момент этногенеза – специфическая мутация небольшого числа человеческих особей.

Разумеется, сам фактор мутации в подавляющем большинстве случаев ускользает от внимания современников или воспринимается ими сверхкритично: как чудачество, сумасшествие, дурной характер и тому подобное. Только на длительном, около 150 лет отрезке становится очевидным, когда начался исток традиции. Но даже это удается установить не всегда. Зато уже начавшийся процесс этногенеза нельзя не заметить. Инкубационный период составляет около 150 лет.

Как видно из кривой этногенеза, последовательное развитие этноса приводит к расцвету этноса.

Часто в период рассвета идет стремление к ограничению распрей и убийств. Возникает идеал человека - персона, которому надо подражать. В Англии идеалом являлся джентльмен. В Византии идеалом являлся святой. Римляне сделали идеалом своего первого императора Октавиана Августа.

Если на предыдущих стадиях развития женщины ценили героев, то в период рассвета и спокойствия они ценят положительных, основательных людей, которые способны обеспечить их потомство. Это приводит к тому, что количество активных людей, пассионариев, снижается, и торжествуют обыватели.

Торжество обывателей губительно.

В фазе подъема этнос стремился сохранить ландшафт для будущих поколений, природу организовывали.

Во время акматической фазы, когда все убивали друг друга ради чести, славы, богатства, ненависти, злобы, мстительности и других страстей, природой заниматься было некогда. Но когда оказалось, что человекоубийство - дело рискованное, потому что можно получить сдачу и могут тебя убить, тогда силы большинства населения направлялись по линии наименьшего сопротивления – на беззащитную природу. Громко объявляли, что человек – царь природы, и может от нее брать дань спокойно и планомерно. Европейцы проповедуют безграничность богатств природы и теорию прогресса, согласно которой надо уничтожать вредных животных и оставлять полезных.

В акматической" фазе идут в обществе процессы, которые неизбежно приводят к гибели общества и на ряду с неразумным, потребительским, варварским отношением к ландшафту, происходит мутация вырождение человека, как личности, он превращается в субпассионария.

В последущей фазе "обскурация" этнос постепенно перестает существовать как системная целостность.

Лимарев В.Н. Примечание:

В настоящее время, мы вместе с Западной цивилизацией в финальную стадию развития цивилизации Обскурация (старость). Взаимоотношение человека с природой приводит нас к роковой черте, когда вследствие деятельности человека происходит планетарное изменение климата. Изменения климата происходят из-за неконтролируемых процессов вырубки лесов и вследствие сжигания топлива в огромных количествах. В процессе горения углекислота и других продукты горения выделяются в атмосферу.

Круговорот углекислоты в природе является одним из главных факторов, влияющих на температуру Земли. Баланс между связыванием углекислоты растениями и высвобождением её в процессе горения и дыхания нарушается, что приведет к накоплению углекислого газа в атмосфере и глобальному изменению климата. Резкое изменение климата в сторону повышения температуры Земли приведет и к катастрофе, масштабы которой трудно пока предвидеть.

Другой фактор, который приведет к серьезным последствиям для существующей цивилизации и к её гибели – это исчерпание доступных источников дешевой энергии в виде газа, нефти, угля.

Период “рассвета” как раз и характерен тем, что отдельные личности могут предвидеть надвигающуюся катастрофу, но цивилизация уже не может противодействовать надвигающейся катастрофе.

5) Конец и вновь начало.


Вместе с разлагающимся этносом не кончается жизнь на Земле. В самой этнической системе зреют силы по обновлению.

В мире есть могучий импульс противодействующей окончательному разложению человеческого общества. Это пассионарный толчок. Не героизм отдельных личностей, а именно толчок, мутация, сообщает заново возникающим этносам оригинальный ритм биополя. Далее идет процесс этногенеза.

Пассионарные толчки - это очистительная сила, без которой эволюция вообще не могла бы продолжаться.

Этой силой природа поддерживается баланс биосферы, в том числе и тех людей, мысли которых, представляют наибольшую ценность для планеты Земля. Мы знаем, что все философские учения и пророческие речения – биосферные импульсы.

Космос принимает участие в охране природы, а наше дело не портить её. Она не только наш дом, она – мы сами.

Лимарев В.Н. Примечание.

Воздействие космоса (Высшего Разума) на жизнь на Земле происходит в соотвествии с “Теории эволюции жизни во Вселенной”.



  • Теории эволюции жизни во Вселенной.


  • главная