Книги писателя Лимарева В.Н.

Ламаизм (буддизм тантраяна) становится официальной идеологией в Тибете (770 г н.э.)

 

В соответствии с работой Л.Н. Гумилева:

«Величие и падение древнего Тибета».

 

Царь в Тибете в начале 7 века не обладал всей полнотой власти, реальная власть была в руках жрецов религии  бон и потомственной знати.

В отличие от своих предков, правитель Сронцангамбо нашел способ избавиться  от досадной опеки своих несговорчивых вельмож и жрецов.

В лице буддийских монахов Сронцангамбо получил то, что ему было нужно. Эти люди не боялись духов, значит, они были сильней их; они принесли свитки с заклинаниями, более действенные, чем ночные вещания боннских колдунов.

По сути дела, обращения цэнпо  (потомственную знать) в буддизм было монархическим переворотом.

В 639 году, Сронцангамбо перенес свою столицу на новое место,  и основал город Лхасу, который стал цитаделью нового порядка. Всякое сопротивление подавлялась беспощадно: «Вырванные глаза, отрезанные головы, конечности и другие части тела, беспрерывно появлялись у подножья железного холма в Лхасе.

Обращение цэнпо в буддизм означало мир с Китаем  и Непалом, были посланы два посольства в Индию за священными книгами.  Одно посольство пропало  без вести, а второе, руководимое Тонгами Самбодой, вернулось в 632 году  с рукописями и выработанным  алфавитом, после чего начался интенсивный перевод буддийских книг на тибетский язык. В Лхасе были построены великолепные храмы, но не возникло ни одного монастыря, потому что буддисты были только иностранцы, а тибетцы, занятые повседневной жизнью¸ стремились  не к нирване, а к благополучию на этом свете.

Насильственное обращение в буддизм привело  к непримиримой борьбе между  сторонниками религии бон  и реформаторами.

Сопротивление царским реформам привели к тому, что Сронцангамбо отрекся от престола в пользу своего сына.  Сын, проплавив  5 лет, неожиданно умер,  на трон опять вернулся Сронцангамбо, который   правил до 650 г.  Затем на престол взошел его 13-летний внук, который стал центром политической борьбы…  победа была за старой знатью и жречеством.

После длительной борьбы за власть, после смерти в 775 году фактического правителя  Тибета Мэагцома, на  царский престол взошел малолетний Тисрондецан. Правительство возглавляли вельможи  Мажан и Такралукон, непримиримые враги буддизма. Из страны стали высылаться китайские и непанские монахи. Сторонники буддизма бежали из столицы, преследуемые Мажаном.

Видимо в это время совершилась реформа бона, который был преобразован по образу и подобию буддизма. Проведенной реформой бон  укрепили всласть  царя Тисрондецана.

Против Мажана был организован буддистами заговор. Буддисты заманили фактического правителя  Тибета  в пещеру и замуровывали выход из неё, в пещере он и умер.

После устранения Мажана, вся полнота  власти перешла к Тисрондецану, и в Тибете начался расцвет буддизма. На площади  Лхасы был устроен диспут между странниками культа  бон  и буддистами. Буддисты в диспуте победили.   С побежденными поступили милостиво:  одна часть книг была сожжена буддистами, другая часть священных книг бон была принята буддистами.

Тисрондецану удалось остановить открытую религиозную борьбу в государстве. Для укрепления буддизма  были царем приглашены новые учителя из Индии.

Учитель Шантаракшита отказался соперничать с колдунами в заклинании демонов, но зато учитель Падмасамбана, прибывший из буддийского университета Ниланды, превзошел в искусстве магии самых сильных колдунов, и это имело для  дальнейшей судьбы буддизма в Тибете большое значение.

В Тибете в и итоге сформировалось новое направление буддизма. Новое направление буддизма, основанное на применении магических формул и волшебства, получило название тантраяны. Буддийской она была скорей по форме, но не по существу:  использовалась буддийская терминология, при этике и догматике религии бон.

Компромисс со служителями культа  бон позволил объединить обе системы, и новая концепция получила название ламаизм; это слово употребляется только в европейской  научной терминологии и неизвестно в самом Тибете. Саммит тибетцы считают свою веру настоящим буддизмом.

Ламаизм стал официальной идеологией Тибета. Для укрепления этого вероучения  около 770 года  недалеко от Лхасы  был подстроен монастырь  Самйе, стаявший школой магии, а Тисрондецан  был объявлен воплощением бодхисатвы мудрости – Манчжушри. Монархия становится теократической, а царь превращается в божество – хранителя закона (дармапала).

Книга "Огненная наука Л.Н.Гумилева. Диалоги. Как писать историю". Книга издана в марте 2018 года.


  • главная