Лимарев В.Н. Авторский сайт Лимарева В.Н.

 

 

Три фазы этногенеза и четыре ощущения времени.

 

Прогресс.

Первоисточник:

Лев. Н. Гумилев: «Этногенез и биосфера земли.

Глава вторая. Свойства этноса»

 (выделены красным выдержки из работы, близко к тексту оригинала).

Фазы и периоды этногенеза. (этносграмма)

 

 

1.

 

 Человек живет настоящим по заветам предков,  во имя будущего.

 

Фаза этногенеза: Подъем (молодость).

 

Книга Перемен. Китай. 8 век до н.э.

«Этническая общность вступает  в творческий период своего  становления, ведущая часть её населения, толкающая всю систему по пути этнического развития, накапливает материалы и идейные ценности. Это накопления в области этики трансформируется в ощущение этнической целостности. Каждый активный член этноса чувствует себя продолжателем линии предков, к которой он что-то  прибавляет:  ещё одна победа, ещё одно здание, ещё одна рукопись, ещё один выкованный  меч. Прошлое не ушло, оно в человеке, и поэтому стоит прибавлять нечто новое, ибо тем самым прошлое, накапливаясь, продвигается вперед. Каждая прожитая минута воспринимается  как приращение к существующему прошлому. Ощущение времени в этот период можно назвать  «пассеизм».

Результат такого восприятия времени являются подвиги героев, добровольно отдавших жизнь за отечество.

Европейцы этого склада возводили готические соборы, не увековечив своих имен, индусы вырезали дивные статуи в пещерных храмах, египтяне построили усыпальницы….

Для них характерно отсутствие личной заинтересованности. Они как будто любили свое дело больше себя. Они чувствовали себя наследниками великих традиций, и отдавали ради этих традиций свою жизнь. Они поступали согласно своему нервно-психическому укладу, определяющему вектор и характер их деятельности. Люди этого склада встречаются во все эпохи, но в начальных стадиях этногенеза их несколько больше».

 

К сказанному хотелось бы добавить:

Отношение к предкам избирательное, ведущая часть населения продолжает дело предков,  носителям идейных ценностям, т.е. моральным авторитетам.

В это время особое отношение к женщинам и детям.

Женщина – это, прежде всего, хранительница очага, продолжательница рода, воспитательница детей. Дети – будущее этноса, ради их светлого будущего совершаются подвиги,  создаются  духовные и материальные ценности.

Рождаемость в этот период высока, каждый новый ребенок это будущий строитель, производитель материальных благ, защитник  отечества или будущая женщина продолжательница рода.

Особое отношение к старикам: они духовные руководители общества,  авторитет их в семьях высок, ни одно значимое решение не применяется без одобрения старейшин.

Императив: вера в будущее.

 

2.

 

Человек живет настоящим, формализует прошлое, не заботясь о будущем.

 

 

Акматическая фаза (зрелость).

 

 

Книга Перемен. Китай. 8 век до н.э.

«Затем наступает время, которое мы привыкли называть «расцветом», а правильнее бы сказать «разбазаривание». На место «пассеизма» приходит «актуализм». Люди этого склада забывают прошлое и не хотят знать будущего. Они хотят жить только для себя. Они мужественны, энергичны, талантливы, но то, что они делают, они делают радии себя.

Они тоже совершают подвиги, но ради собственной алчности, ищут высокого положения, чтобы насладиться своей властью, ибо для них реально только настоящее, под которым неизбежно понимается свое, личное. Это так же  веселые кутилы, прожигатели жизни, живущие сегодняшним днем. Когда число этого склада людей возрастает чрезмерно, то наследство, скопленное их жертвенными предками, быстро растрачивается, и это производит обманчивое впечатление изобилия, поэтому и называется «расцветом».

Наличие в этносе людей этого склада  ведет не к его исчезновению, а только к остановке роста». 

К сказанному хотелось бы добавить:

Отношение к предкам формальное и избранное.  Начинается переоценка ценностей.  Некоторые старые обычаи  осмеиваются, другие формализуются в законы. Люди начинают жизнь не в страхе осуждения и отчуждения  за несоблюдение норм общежития, а в страхе перед законом. Истинными ценностями становятся материальное благополучие, изысканное удовлетворение естественных потребностей, даже властолюбие отходит на второй план.

Только в такое время может появиться магазин «эгоист» и или реклама « я этого достойна».

Отношение женщине  и детям меняется. Основным смысл сближения между мужчиной и женщиной становится удовлетворение сексуальной потребности, а не продолжение рода. Дети становятся обузой, и постоянно поднимется вопрос о тех расходах, которые связаны с их содержанием.  Рождаемость падает.

Постепенно власть в обществе переходит к более молодым людям, к старикам и старейшинам отношение формальное, происходит разрыв поколений.

Получив власть, молодые люди переходит границы тех  моральные ограничения, которые очертили их предки. Изменение границ моральных ограничений приводит к постепенной моральной деградации общества.

Приложение:

Фридрих Энгельс. Китайская марка 1060 г из коллекции Лимарева В.Н.

 

В этот период, в обществе появляются футуристические настроения, мечтателей, которых не удовлетворяет настоящее,  они видят тупик, к которому идет общество,  они начинают не только мечтать о новом обществе, но создавать прожекты нового общества, и даже на практике пытаются создать общество новой формации. Одновременно с ними в обществе сохраняется большое число  людей с пассеизматическим настроением, которые видят недоставки созданного общества и порой жертвенно стремятся улучшить его. И тех и других интересует время, футуристы ждут коренных преобразований в обществе в соответствии со своей мечтой и, загнивание общества, в которой они живут, считают своей победой. Пассеизматисты считают, что общество ещё не достигло своего совершенства (они продолжают бороться за старые идеалы)  стараясь вложить свой вклад в совершенствование общества и достигают определеных успехов. Между тем общество продолжает разъедать ржавчина, которой становится все больше и больше, это актуализм.

Императив: удовлетворенность настоящим.

 

3.

 

Человек игнорирует прошлое, настоящее его не удовлетворяет, он начинает жить мечтой о будущем.

 

 

Книга Перемен. Китай. 8 век до н.э.

Фаза обскурация  (старость).

 

«Третий  вариант это футуризм: игнорирование  не только прошлого, но настоящего ради будущего. Прошлое отвергается как исчезнувшее, настоящее – как неприемлемое, реальной признается только мечта.

При господстве «актуализм»  возникает «футуристическое» настроение, активизация его происходит  при одновременном упадке «пассеизматического», как бы вытесняемого из жизни народа».

 

К сказанному хотелось бы добавить:

 

В фазе обскурация  возросшее «футуристическое» настроение  начинает доминировать над «актуализмом».  

Возвращается уважения к умудренным опытом старикам – философам, меняется отношение к детям, они уже не обуза, а на них возлагают надежду, как на тех, кто воплотит мечту в жизнь.

Императив: ностальгия о прошлом.

 

4.

 

Человек живет настоящим, ни будущего не прошлого не существует.

 

Реликтовая форма существования этноса.

(Мемориальная фаза, т.е. мемориальное время).

Примечание:

Мемориальная фаза не является фазой этногенеза, не определена во временных  границах. Точней - это мемориальное время. В Мемориальном времени реликтовый этнос может существовать, при внешних благоприятных условиях, долго.

 

«Существует оценка категории времени, соответствующая статическому состоянию этноса. Она заключается в игнорировании времени как такового. Время не интересуют людней этого склада, потому что они не извлекают из отчета времени никакой пользы  для той деятельности, которая их кормит».

 

К сказанному хотелось бы добавить:

 

В фазе обскурация  (старость), когда наступает моральная деградация этноса, начинается духовный поиск  новых этнических ценностей, который бы стали базовыми для нового этноса, господствуют  «футуристические» настроения. И принимают ценности, носителем которых являются молодой формирующийся  этнос.

Часть этноса направляет  свои усилия на возврат к исходным моральным принципам  существования старого этноса, они идеализируют далекое прошлое, объединяют людей вокруг неких моральных ценностей «умирающего» этноса, консервируя их. Они игнорируют этническую историю  этноса, она их не интересует, они не допускают изменений в принятых принципах общежития, и тем самым не допускает развитие этноса. Эта часть этноса переходит в реликтовую фазу своего существования. Как правило, изначально лидеры этноса прикладывают большие усилия для изолирования  членов общества от внешнего мира, вся энергия этноса уходит на подержание законсервированного состояния этноса. Реликтовые этносы могут долго существуют в изолированных  местах, на севере, пустыне, горах, болотах, так как молодой, вступивший в первую фазу своего развития, этнос  стремится их уничтожить, в борьбе  с доживающим свое время старым этносом. Реликтовые этносы могут существовать и внутри сформировавшегося нового этноса, когда тот достигает  акматической фазы, в виде экзотических вкраплений, как, например,  ортодоксальные иудеи в Израиле.

Иудейская идиллия. Израиль. Худ. из Цфата. Фото Лимарева В.Н.

  • главная