Гумилев Л.Н.

Книги писателя Лимарева В.Н.
  • Огненная наука» Л. Н. Гумилева - Диалоги - Как писать историю. (Компьютерная версия книги).
  • О политическом устройстве Парфии.

    (отрывок из лекций по этнологии)

     

     

    Парфянские войны.

    Около 250 г до н.э. кочевое племя парнов, обитавших  к юго-востоку от Каспийского моря (территории современного Туркменистана) во главе с Аршаком вторгалась сатрапию Селевкидов, частично  завоевало её.  Затем в 247 г до н.э. разбила войско правителя  Сирийского царства, образовавшегося после распада державы Александра Македонского Селевка 2 Калиник, правнука полководца Александра Македонского Селевка Никатора, и отняла у него почти весь Иран.

     

    Это примерно  такое же положение, как если бы, скажем, Туркмения объявила войну Ирану, Афганистану, Грузии, Армении, Турции, Палестине, Сирии и Ираку, сразу всем вместе, - и победила!

    Парфяне  (парны) – народ  немногочисленный, но весьма боевой и воинственный. Они создали систему подлинно аристократическую, наиболее близкую в политическом отношении к феодальными системами. Во главе страны, завоеванной парфянами, то есть всего Ирана, стоял не шах, а четыре знатных рода, один из которых правил, а остальные ждали очереди. Фамилия у них была Пахлавы.  Затем, существовало  семь знатных семейств, которые не имели право на престол ни при каких условиях, но составляли высшую аристократию  - министров и советников царя.  Все должности были наследственные. Ниже стояло дворянство. Примерно 240 семейств парфянских и отчасти персидских должны были  нести  службу в коннице, естественно за свой счет. Это были богатые люди, потому что лошади тогда очень стоили дорого. И каждый выходил весь не один, а «конно, людно и оружно», то есть в сопровождении своих слуг. И это была грозная сила – парфянская тяжелая конница.

    Ниже были дехканы (так сейчас называют крестьян) – это были мелкие землевладельцы, которые сами работали на своих участках  и которые носили саблю и выступали в случае войны (а войны были постоянно), как пехота. На лошадей у них денег не было.  А ниже были горожане, батраки, бедняки и прочие угнетенные массы.

    Система эта была  о-о-чень продуманная, очень сильная. Они имели огромные успехи: отбили римлян, отбили скифов. Но все-же  благами страны пользовалось слишком незначительное количество людей.  И эти люди были для основной, западной части Ирана, - чужими людьми. Их никто за своих – за персов – считал, хотя их признавали  и подчинялись им.  И когда  в 224 году  вождь, один из семи знатных родов  Арташир Папакан из рода Сасана, князь города  Тарса, поднял восстание, то к нему примкнули  почти все дехканы, то есть пешая часть войска.  И примкнули маги, то есть интеллигенция.  Маг- это в то время  означало просто грамотный человек, интеллигент, ученый.   И они  низвергли Парфянскую династию, хотя «прекратили» только членов царствующего дома, а всех прочих взяли на службу. То есть система,  хотя и пошатнулась и заменился в ней личный состав, но она укрепилась.

     

    Лев Гумилев: «Струна истории». Издательство «Айрис Пресс» Москва 2008.

    Книга "Огненная наука Л.Н.Гумилева. Диалоги. Как писать историю". Книга издана в марте 2018 года.

  • главная