Л.Н. Гумилев.
Древний Тибет (3-7 век). Религия Бон.
Тибет заселялся с запада и востока. На западе, в верховьях Инда, с незапамятных времен создавали свои поселения земледельческие племена - моны и дарды. По расе, языку и культуре эти племена были близки к народам Северо-Западной Индии и Памира. Политического объединения у дардов и монов не возникло. Они разделились на множество мелких княжеств, независимых друг от друга.
С востока продвигались в Тибет предки собственно тибетцев. Это были разные народы: монголоидные пастухи кяны, народы тибетской группы, и земледельцы – жуны.
Общая судьба народов Тибета, смешанные браки и совместная борьба с Китаем, привела к тому, что тибетский вошел в обход язык земледельцев жунов.
Оседлые земледельцы жуны в среднем течении великой реки Цанпо создали тибетскую культуру и государственность. На плодородной почве речных долин произрастали пшеница, ячмень, гречиха, горох. Воду на поля отводили из горных речек каналами, около которых возводились каменные укрепленные поседения.
Значительный подъем сельского хозяйства датируется концом 4 – началом 5 века.
В сельском хозяйстве получило распространения железные орудия труда, были использованы как тяговая сила мулы и хайныка (помесь яка и коровы). Получила развития ирригация. Увеличение продуктов питания привела к росту населения Тибета, которое достигло в 7 веке максимума в 2860 тыс. человек, больше страна прокормить не могла.
С запада, из Гильгита, в Тибет вторглась черная вера бон и овладела умами и душами.
До появления буддизма в стране учитель Шенрабмибо, проповедуя новую религию, создал священную книгу бона на языке «тгзиг», книга была переведена на другие языки. Бон проповедовался и распространился, кроме Тибета, по склонам Гималаев и в Юго-Западном Китае, можно предположить, что он оказал воздействие на культуру Сибири.
В Тибете эта религия стала господствующей и воинствующей, создав церковную организацию с соответствующей иерархией, клерком, организованным культом и тенденцией вмешиваться в государственные дела.
Главным божеством в боне был «Всеблагой», жена его выступила, то как гневная «Славная царица трех миров», то как нежная « «Великая мать милосердия и любви». Она была связана со стихией земли и в Западном Тибете называлась «Земля-мать».
Мир, по представлениям этой религии, состоит из трех сфер: небесной сферы – богов, земной области – людей и нижней – воинственных духов. Сквозь, три эти вселенные прорастает мистическое мировое дерево, и оно является путем, по которому вселенные сносятся друг с другом. Общение осуществляется путем мистерий, совершаемых жрецами, принявшими посвящение. Жрецы, кроме того, гадают, колдуют и заклинают, вызывая болезни и непогоду. Все это требует высокой квалификации, и поэтому «боннская религия тяжелая для изучения».
Этика теистической системы бон практически не отличается от этики буддизма: рекомендуется делать добро, устранятся от зла, проповедовать истину. Разным было отношение к смерти. В отличие от норм буддизма бон разрешал и одобрял охоту и войну. Распространенной и грубой ошибкой является отождествление религии бон с шаманизмом. В Персии и даже на западе, в Римской империи, бон принял форму и название митраизм.
Времена появления бона в Тибете уходят в глубокую древность. Восторжествовал бон не без борьбы и крови.
Один из легендарных правителей Тибета Трикум, «в первой половине своей жизни был привержен к бону, а во второй половине своей жизни приказал подавить бон и разорвать головную нить «му» по которой возвращались на небо. Подданные убили его кинжалом. На место старых боннских жрецов, подавленных правителем, пришли новые боны-могильщики.
Итак, боннская церковь урвала себе долю власти у племенных вождей, постоянно предававшихся распрям.
Хотя вожди прятались в каменных замках, число княжеств неуклонно сокращалось, так как князья энергично истребляли друг - друга. В середине первого тысячелетия было 20 небольших княжеств.
Вельможи и бонкие жреца крепко держали власть в своих руках, покоряя и огрубляя окрестные племена, так как только война кормила армию и только армия обеспечивала им власть и благополучие.
В середине первого тысячелетия войны на Тибете не прекращались ни на минуту, как между князьями, так и с вторгавшимися в Тибет кочевниками.
Объединение Тибета вокруг сяньбийского вождя и его потомков закончилось около 607 года, после чего правитель (цэнко) Намри (570-620 гг) смог приступить к внешним войнам.
При Намри тибетская армия вторгалась в Восточную и Центральную Индию и нанесла поражение тюркютам.
В армию и в страну влились новые солдаты и подданные. Они были согласны принять на себя долю военных тягот, но только за соответствующую долю благ. Благами знать не склонна была делиться с побежденными. Антагонизм между аристократией и народом должен был возникнуть неминуемо. Антагонизм привел к тому, что победоносный Намри был убит. Его сыну Сронцангамбо боролся с внутренними распрями, подавляя одно за другим восстания.
Умный и энергичный Сронцангамбо сделал выводы весьма важные не только для себя самого, но и для его подданных. Он обратил внимание на общину бритоголовых монахов, проповедовавших странное учение о пустоте и неделании. И он не ошибся: буддизм оказался силой, которая, утвердилась в Тибете в первой половине 7 века.
Книга "Огненная наука Л.Н.Гумилева. Диалоги. Как писать историю". Книга издана в марте 2018 года.главная