Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

  • Огненная наука» Л. Н. Гумилева - Диалоги - Как писать историю. (Компьютерная версия книги).
  •  

     

    Каким образом немногочисленные монголы захватили полмира.

    Основной источник:

    Л.Н. Гумилев.

    « Ритмы Евразии: эпохи цивилизации»

    (дословное цитирование выделено синим)

     

    Монголы на соколиной охоте. (Китайский средневековый рисунок.)

    В соответствии с традиционной подачей исторического материала, монголы это злой и жестокий народ выступили против культурных государств Китая и Хорезмского султаната, и далее продвигаясь на восток, юг и запад,  вели себя как саранча на культурных полях, неся разрушение и смерть.

    Это не так, а точней совершенно не соответствует действительности.

    Вопрос перед историками стоял давно:  почему этому немногочисленному народу, монголов было около полумиллиона,  покорились мощные державы, многие народы.

    Казалось бы, стремиться завоевать могущественных соседей, было бессмысленным для монголов.

    Однако завоевание все же произошло, и целесообразно искать причины такого странного явления, чем сваливать вину за гибель людей и разрушения, всегда сопутствующие войнам,  на дурной характер монгольского хана.

    Неужели все окружающие Монголию народы были боязливыми, малосильными и безразличными ко всему, что дали себя разбить – и подчинить? 

    Причина скрыта в чем-то незаметном, в какой-то неведомой пружине, природу которой и подлежит угадать.

    Профессором Тутковским в 1915 году была произведена попытка связать монгольские походы с усыханием степи. Однако уже тогда она была опровергнута, ибо монголы в завоеванные страны не переселялись.

    Социальный строй монголов в конце 12 века, перед началом походов, был родоплеменным, отнюдь не располагающим к агрессии.

    В 11-12 веке монголы не составляли единой нации. Они служили чжуржэньской империи Кинь (Цзинь), охраняя Великую китайскую стену. За службу они получали муку, посуду и шелковые ткани.  Они назывались «белыми татарами», т.е. цивилизованными, за что их призирали «черные татары», кочевавшие в северных степях, подчинявшиеся не чужой власти, а своим «природным» ханам.

     Ещё севернее, на границе степи и тайги, жили «дикие татары», которые призирали «черных татар» за то, что они привязаны к своим стадам, подчинены старейшим и ханам и, хуже того, обычаям родового строя, связывающего любую инициативу. 

    Те юноши, которые не выносили тягот родового строя, уходили в горные леса, добывали себе пищу охотой и грабежом и погибали от рук своих родственников.  Этих обреченных удальцов называли «люди длинной воли» (аналог викинги), идеалом их поведения была верность дружбе и воинская доблесть.  

    Из этой среды вышел Тамуджин, в 1206 году победивший соседей-обывателей и избранный Чингисханом. Когда было достигнуто объединение монголов, численность монголов достигла 600-700 человек. Тогда же был издан и новый закон: Яса. В нем главное место занимали статьи о взаимопомощи в походе и запрещение обмана доверившегося. Нарушившего их казнили, а верного своему хану врага монголов, щадили  и принимали в свое войско.

  • "Великая Яса - Чингиз -хана"
  • Добром считались верность и храбрость, а «злом» - трусость и предательство. Многим монголам этот закон был чужд.  Они отстаивали древнее право на свободу преступлений!

    Таким образом, первой причиной, которая сплотила людей вокруг Чингисхана был новый закон, новые моральные ценности, которые оказались привлекательными, как для большинства монголов, так и для других народов. Во многих случаях, народы соседи добровольно покорялись завоевателям монголам.

    Когда Чингисхан пришел к власти, на границах его кочевого государства существовало две мощных империи.

    В этих обеих империи шла фаза этнического надлома.

     Китай в начале 13 века. (Южный Сун и Чжурчжэньская империя Кинь (Цзинь) перед завоеванием государсв  монголами в 13 веке.)

    На юге от Монголии существовало чжуржэньская империя Кинь (Цзинь), число жителей 60 миллионов человек.

    В империи основным населением были китайцы, а правили завоеватели чжурчжэни, разгромившие в 1125 году киданий и  уничтоживших китаизированную империю Ляо, а к 1141 году победившую империю Сун. Захвачен чжурчжэнами был весь Северный Китай до реки Хуанхэ.

    Собственно китайское государство, где правили китайцы, находилось на юге Китая  (Южная Сун) и вело изнурительные войны с чжурчжэнами.

    И врагами китайцев были, как завоеватели чжурчжэни, так и другие кочевые племена, в том числе и монголы.

    (Чжурчжэни (чжуличжэнь, нюйчжэнь, нюйчжи)— тунгусские племена, населявшие территорию Маньчжурии, в том числе  Приморского края.)

    Врагами же монголов были  чжурчжэни, которые нападали на кочевой народ, грабили его, и людей убивали или обращали в рабов. С 1130 года чжурчжэни вели с монголами войну на истребление. Этнический подъем монголы испытали одновременно с  чжурчжэнами, и понятно, что эти этносы стали соперниками и врагами.

     

    Чжурчжэньская империя Кинь (Цзинь), « через три года» отправляла войска на север от Китая для истребления и грабежа.

    Поныне в Китае ещё жива память о том, что тогда редкая семья в Шаньдуне и Хэбэе не имела в услужении татарских девочек и мальчиков. Но и взрослым было не легче. Китайская хроника 13 века с удовлетворением отмечала, что «те, которые в настоящее время у татар вельможами, по большей части были уведены в плен. Татары убежали в пустыню, и мщение проникло в их мозг и кровь».

    В 1210 году Чингисхан нанес удар по империи Кинь (Цзинь) и китайцы из Южного Сун, как союзники монголов, так же выступили против чжурчжэней, однако потерпели поражение, и тяжесть войны легла на плечи монголов.

    Для коренных китайцев это борьба одних завоевателей с другими. Монголы отражали нападение отнюдь не местного населения, а отдельных отрядов бывших завоевателей.

    После победы над своими врагами чжучжэнями, монголы не захотели делиться плодами своей победы со слабой империей  Южный Сун. Китайцы потребовали у монголов передачи исконно китайских земель, отнятых у чжурчжэней. Попытка договориться китайцев с монголами кончилась тем, что китайцы убили монгольских послов.

    (Монгольских послов убивали потому, что они вели себя высокомерно, неуважительно  к государям других государств. Это произошло в Китае, Хорезмской империи, позже в Японии и в некоторых русских княжествах... Убийство дерзких монгольских послов служило поводом для монголов мстить, как правителям, так и народам.)

    После убийства послов монголы вторглись в Южный Китай, с которым началась длительная война. Монголы не могли развернуться в джунглях Южного Китая и были бессильны против китайских крепостей.

    Перелом в борьбе наступил тогда, когда в 1257 году хан Урунгхадай с небольшим отрядом вышел во Вьетнам  и поднял племена юго-восточной Азии, которые противились китаизации,  против Китая.  В 1280 году было все кончено.

    Монголы не пытались покорить оседлое население, а оседлое население, вступая в союз с монголами, и приняв их этнические ценности, уничтожало своих угнетателей.

    Аналогично Китаю произошло покорение монголами Средней Азии и далее ….

    На западной окраине объединенного кочевого мира находился Хорезмский султанат с 20 миллионным населением. Власть в котором принадлежала не культурным потомкам согдийцев, а тюркам-кангалам, т.е. восточным печенегам…

    Тюрские гулямы (наемные войска) вели в Иране  так грубо и жестко, что во всех крупных городах  Ирана: Нишапуре, Бухаре, Самарканде – вспыхнули восстания, после которых города отдавались карателям на трехдневное разграбление.

    В 1219 году между тюрками и монголами произошел конфликт, после того, как по приказу хорезмского шаха были убиты послы Чингисхана, что монголы не прощали…

  • Монгольское завоевание Ирана (13 век).

  • Как в Китае, так и в Иране монголы отражали нападение отнюдь не местного населения, а отдельных отрядов бывших завоевателей и поработителей.

    Монголы уничтожили, как и чжурчжэней и своих врагов половцев, и загнали их за Карпаты, ради этого совершили кавалерийский рейд через Русь. Но русские земли с оседлым населением они к своему улусу не присоединяли и гарнизоны в городах не оставляли.

    Ни монголы были инициаторами войны с  Западными странами, наоборот, папа объявил крестовый поход, а Багдадский халиф – джихад против монголов.

    В число намеченных крестоносцами жертв попали и православные русские, но князь Александр Невский  заключил мир с монголами и тем остановил крестоносный натиск.  Договор Александра с Бату и Берке был по сути дела военно-политическим союзом,  а «дань»  - взносом в общую казну на содержание армии.

  • Святой Александр Невский.
  •  

    Схватка конников  у реки.  (Китайский рисунок на лакированной вазе, 17 век)

    Вывод (Гумилева):

     Мы вкратце обозрели головокружительный процесс создания империи монголов. Её возникновение заняло всего 60 лет.  Залог же успеха был в том, что, изначально, монголы не пытались покорить оседлое население, а стремились установить надежные границы, обеспечивающие безопасность их собственной страны от нападения сильных и безжалостных врагов.

    Этому способствовали моральные ценности  принятые  монголами.

    Историк князь Трубецкой считает, что основными принципами «традициями Чингисхана»  были:

    1) Деление людей на подлых, эгоистичных, трусливых и, наоборот, на тех, которые ставили честь и достоинство выше своей безопасности и материального благополучия.

    2) Глубокая религиозность каждого – от великого хана до последнего дружинника. «Чингисхан считал, что эта религиозность является неприметным условием той психической установки, которую он ценил в своих подчиненных.

    3) Повышенное уважение к кочевникам, морально превосходящим оседлые народы.

    4) Отсутствие догматизма и веротерпимость, касающихся христиан, мусульман, даосов, буддистов, сторонников религии бон, к которым принадлежал сам Чингис и его род.

    Официальной государственной религии в его царстве не было, среди его воинов, полководцев и администраторов были как шаманисты, так и буддисты, мусульмане и христиане (несториане).

    ( Этика  теистической системы бон практически не отличается от этики буддизма: рекомендуется делать добро, устранятся от зла, проповедовать истину. Разным было отношение к смерти. В отличие от норм буддизма бон разрешал и одобрял охоту и войну. Распространенной и грубой ошибкой является отождествление религии бон с шаманизмом.

    В Персии и даже на западе, в Римской империи, бон принял форму и название митраизм.)

    Книга "Огненная наука Л.Н.Гумилева. Диалоги. Как писать историю" издана в марте 2018 года.


  • главная