Гумилев Л.Н.

Книги писателя Лимарева В.Н.

 

Египтяне в стадии гомеостаза, химера Фахимидов в Египте.

 

 

Нам с детства казалось, что Египет – обширная страна, культурная и могущественная. Это мнение, на первый взгляд,  подтверждает географическая карта, где территория Египта показана от Красного моря до нагорий Тибести и от дельты Нила до Хартума.

Султан и его продданые. (Тарелки)  Современное турецкое искусство. Фото Лимарева В.Н.

Это действительно огромное пространство. «Но видит лишь коршун бессонный, что страна  - это только река, окруженная рамкой зелени, и второй – золотой, из песка».

Пригодная для людей земли – это узкая зеленая полоска по обеим берегам Нила. Величина её примерно равна нынешней Бельгии.

В 9 веке, при египетских фараонах Фатимидах, ни члены правящей династии, ни придворные, ни их войны, купцы, муллы, эмиры, шейхи, ни даже их жены и одалиски их небыли египтянами и египтянками, хотя потомки создателей древней письменности и учителя Пифагора, Птолемея (астронома) составляли большинство населения прекрасной долины Нила.

Энергия египтян Древнего царства иссякла  уже в 18 веке до нашей эры.

Страна прошла свой цикл  развития, хотя египтяне сохранили навыки земледелия, знание астрономии, медицины и способности к философии.

Угасающий этнос, переходящий к старости, стадии гомеостаза – теряет важное качество, невосполнимое никакой культурной традицией: это способность к самообороне.

Египтом, страной культурной и трудолюбивой, по очереди овладевают нубийцы, ассирийцы, ливийцы, персы, македоняне Александра Македонского, римляне и, наконец, арабы. Сами египтяне не сопротивлялись ни одному из завоевателей, давая им драться друг с другом.

Последнее судороги успокаивающейся активной силы стали заметны в  первом веке нашей эры, когда египтяне, сменив свои прежние культы, приняли христианство - не совсем равнодушно. Но после 5-6 века египетские земледельцы возделывали поля и платили налоги Византии, полагая, что большего от них не нужно и все остальное их не касается. Этническая система египтян усмирилась до того, что их стали называть не по этносу, а по роду занятий – феллахи, что значит земледельцы.

Но пока Нил тек, откладывая на поля плодородный ил, Египет был самой богатой страной Средиземноморья. Правители его не мешали аборигенам жить привычным бытом, ограничиваясь сбором налогов. Политическая и интеллектуальная жизнь кипела в городах дельты Нила, в Александрии, Мансуре, Дамиетте и других.

Бедуины пасли своих верблюдов в пустынях по обе стороны долины Нил. Купцы всех стран везли для эмиров, военачальников, горожан товары со всех концов известного тогда мира. И немаловажным товаром были рабы.

Казалось бы, зачем они нужны, если никто не собирается посылать их на  тяжелые работы? Рабы строили дороги, а для строительства, ирригации и сельского хозяйства было сколько угодно покорных феллахов.

Нет! Девушки-рабыни пополняли гаремы, а мужчины – личное войско наемника, ибо  в 9 веке было очень неспокойно. Шиитские восстания поднимались всюду. 

И хотя «фараон»  Ахмад  ибн-Тулун  не собирался отторгать Египет от халифата, он заложил для  этого необходимые предпосылки, так как опорой его стали гулямы, рабы, которых он покупал и в Европе и в Судане. Из Судана были черные гулямы, из Европы –белые. Мусульмане не были рабами, запрещал ислам.

Согласно шариату, мусульманин не может быть продан в рабство; поэтому в Египте покупали только язычников  и христиан.

Египетское войско  при Фатимидах  состояло из 60 тысяч гулямов: суданских негров, тюрков и славян, а так из 135 тысяч ополченцев, в состав которых входили берберы. 

В это время быть рабом-воином стало не позорно, а почетно и выгодно, называли рабов-воинов мамлюки. Мамлюки могли обзаводиться семьями.

 

Войско состояло их национальных легионов, купленный раб отправлялся служить в национальный легион: славяне образовывали свой легион, тюрки свой…

Одинокий человек на чужбине, - без денег и друзей – обречен на самую жалкую жизнь. А находясь в войске, он был сыт, одет, вооружен и имел прекрасную перспективу повышения, потому что султан  или эмир нуждался именно в его преданности и доблести.

Верность своему начальнику обеспечена, ибо воину податься некуда. Чужие его не примут, и даже если не выгонят, то продвинуться не дадут. Разумеется, местные мусульмане, уроженцы страны, в эту гвардию не допускались. Ведь они были связаны с населением, они могли найти защиту у мулл и улемов…Нет, не надо! Разве только рядовым  без права  на выслугу.

Однако вряд ли сытые, вооруженные и никем не обижаемые мамлюки были счастливы. Приобрести некоторый  комфорт, они теряли родину и родных.

Таким образом Фатимидам удалось создать государство не на основе того или иного этноса, а на основании консорций, пополняемых новообращенными из всех этносов Ближнего Востока и Европы. Исмаилитская община умело использовала феллахов как трудящихся, христиан-коптов, как чиновников, евреев как купцов - посредников.

Эта типичная химера, возглавляемая антисистемой, могла держаться довольно долго  благодаря веротерпимости халифов.

Но ещё до её исчезновения в 1021 году обнаружились первые признаки грядущего распада, негры – личная гвардия халифа Хакима – схватились с тюркскими гулямами, которых продержали берберы. Это была первая, но не последняя резня….

В 1058-1062 гг. тюрки вновь схватились с суданскими неграми и изрубили их.

Во время беспорядков был разраблен дворец халифа, государственная казна и даже библиотека. Гулямов удалось усмирить, но государство Фатимидов стало разваливаться.

Фатимиды вновь устремились покупать рабов, чтобы восполнгить потери во время смуты, у них не было другого выхода, для поддержания установившейся системы.

В 1134 году вновь резня между белыми и черными мамлюками. Белые мамлюки победили черных, тем самым сократили число воинов халифа вдвое. После этого власть халифа стала фиктивной, хозяевами Египта стали мамлюки. Мамлюки усадили на престол ребенка  Камиля, за которого правила султанша Шеджерет ад-дурр, и мамлюк туркмен Айбек, ставший её мужем. Так совершилась в Египте  «революция рабов» или, что тоже, завоевание страны мамлюками

Книга "Огненная наука Л.Н.Гумилева. Диалоги. Как писать историю". Книга издана в марте 2018 года.


  • главная