Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

 

  • Огненная наука» Л. Н. Гумилева - Диалоги - Как писать историю. (Компьютерная версия книги).
  • Пассионарность зло или добро.

    ( Заочный диалог с Гумилевым. Диалог №10. от 21.07.09.)

    Триумф Александра Македонского худ. Антуан Мари Мелот. 1770г. Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

    Создавая словарь: «Эволюция жизни: термины и определения» я предложил два определения пассионарности:

    Определение Гумилева Л.Н., которое прочитал, изучая его работы, и мое в соответствии с моим восприятием пассионарности. Читатель сразу обнаружит противоречие в двух утверждения.

    Пассионарность.

    Ознакомьтесь  с этими утверждениями:

    Пассионарность – избыток биохимической энергии живого вещества, порождающий жертвенность, часто ради иллюзорных целей. Пассионарность – это непреодолимое внутренне стремление к деятельности, направленное на осуществление каких либо целей. Цель эта представляется пассионарной особе ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни счастья современников и соплеменников. Она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождает подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло, исключая только равнодушие; она не делает человека героем, ведущим толпу, ибо большинство пассионарием находятся в составе толпы, определяя её потентность в ту или иную эпоху развития этноса. (Гумилев)

    Пассионарность – это стремление к самоутверждению индивидуума над окружающим людьми в окружающем мире. В определенных условиях пассионарии выступают в роли двигателя прогресса, благодаря своей целеустремленности. В этих случаях  пассионарии стремятся преобразовать окружающую действительность в соответствии с принятыми ими этническими (суперэтническими) ценностями. Все свои поступки и действия пассионарий соизмеряет с моральными нормами, исходящими из этнических (суперэтнических) ценностей. (Лимарев)

    Комментарии:

    Да, действительно, пассионарий отличается от прочих людей избытком жизненной энергии, которую Гумилев назвал биохимической энергией живого вещества.

    Энергия – способность совершать какие-либо действия. Она у Гумилева безвекторна, то есть, по мнению Гумилева,  пассионарность это жажда деятельности, и не важно какой.  

    Но это не так, у человека вектор приложения  этой энергии однозначно определен генетической программой:  он тратит свою энергию, чтобы выделится среди окружающих, утвердится над окружающими. 

    В зависимости от  внешних условий, пассионарий принимает для себя те или иные ценности и  с упорством  пытается следовать в соответствии с выбранным им жизненным вектором.  

    В некоторых случает это утверждение господства над другими людьми, обладание некими материальными ценностями, но в большинстве случаев это стремление преобразовать мир в соответствии со своим мировоззрением.  

    Гумилев однозначно дает оценку деятельности пассионариев: они действуют ради иллюзорных целей. Это соврем не так, подчас цели у пассионанием не иллюзорны, а вполне конкретны. У Македонского стремление завоевать мир было конкретно, и он почти справился с этой задачей. У пассионария Гумилева Л.Н была конкретная цель познать законы развития человеческого общества, и он блестяще с ней справился.

    Я так же считаю неправомерными рассуждения Гумилева о  этике, представляя пассионария неком монстром, который действует не давая себе отчет:  творит он добро или зло. Пассионаний всегда убежден, что действия его правильны, что он творит добро в соответствии с его представлением о добре.

    Я понимаю, что Гумилев исходит из позиций христианской марали: не убей, ни кради…, при таком взгляде действия пассионария - зло, так как он нарушает спокойствие и убивает и крадет.

    Но те же христиане во время утверждения своей религии и убивали и крали и при этом оправдывали свои действия, утверждая, что действовали по велению Бога.

    Другими словами: Бог судья пассионаритям.  У Бога, я думаю,  свое мнение о пассионанриях. Пасионарии добро и действия их оправданы тем, что  они уничтожают застойные явления в обществе.  Если бы не было пассионариев,  человечество по-прежнему прибывало в первобытном состоянии.

    Гумилев утверждает, что большинство пассионариев в толпе, определяя её потентность.  Потентность толпы действительно определяют пассионарии, но я не согласен, что пассионарии не становятся героями.  Благодаря своей энергии и целеустремленности пассионарии  выбиваются в лидеры. Они не только заражают окружающих пассионарной энергией, но ведут за собой и вынуждают толпу подчиниться целенаправленным действиям.  Пассионарии,  однозначно, ведут за собой толпу. Они первые хватают камень, чтобы запустить его в полицейского вовремя революции, первыми бросаются на штурм вражеских укреплений. Пассионарии своим геройством дают пример для подражания.

    Подвиг Хазрата Аббаса при Кербеле. Музей Религии. Санкт-Петербург. Фото Лимарева В.Н.
    Подвиг Хазрата Аббаса при Кербеле. Музей Религии. Санкт-Петербург. Фото Лимарева В.Н.
  • главная