Лимарев В.Н.
Пассионарность зло или добро.
( Заочный диалог с
Гумилевым. Диалог №10. от 21.07.09.)
Создавая словарь: «Эволюция жизни: термины и определения»
я предложил два определения пассионарности:
Определение
Гумилева Л.Н., которое прочитал, изучая его работы, и мое в соответствии с моим
восприятием пассионарности. Читатель сразу обнаружит противоречие в двух
утверждения.
Ознакомьтесь с
этими утверждениями:
Пассионарность – избыток биохимической энергии живого вещества,
порождающий жертвенность, часто ради иллюзорных целей. Пассионарность – это
непреодолимое внутренне стремление к деятельности, направленное на
осуществление каких либо целей. Цель эта представляется пассионарной особе
ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни счастья современников и
соплеменников. Она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождает
подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло, исключая только
равнодушие; она не делает человека героем, ведущим толпу, ибо большинство
пассионарием находятся в составе толпы, определяя её потентность в ту или иную
эпоху развития этноса. (Гумилев)
Пассионарность – это стремление к самоутверждению индивидуума над окружающим людьми в окружающем мире. В определенных условиях пассионарии выступают в роли двигателя прогресса, благодаря своей целеустремленности. В этих случаях пассионарии стремятся преобразовать окружающую действительность в соответствии с принятыми ими этническими (суперэтническими) ценностями. Все свои поступки и действия пассионарий соизмеряет с моральными нормами, исходящими из этнических (суперэтнических) ценностей. (Лимарев)
Комментарии:
Да, действительно, пассионарий отличается от прочих людей избытком жизненной энергии, которую Гумилев назвал биохимической энергией живого вещества.
Энергия – способность совершать какие-либо действия. Она у Гумилева безвекторна, то есть, по мнению Гумилева, пассионарность это жажда деятельности, и не важно какой.
Но это не так, у человека вектор приложения этой энергии однозначно определен генетической программой: он тратит свою энергию, чтобы выделится среди окружающих, утвердится над окружающими.
В зависимости от внешних условий, пассионарий принимает для себя те или иные ценности и с упорством пытается следовать в соответствии с выбранным им жизненным вектором.
В некоторых случает это утверждение господства над другими людьми, обладание некими материальными ценностями, но в большинстве случаев это стремление преобразовать мир в соответствии со своим мировоззрением.
Гумилев однозначно дает оценку деятельности пассионариев: они действуют ради иллюзорных целей. Это соврем не так, подчас цели у пассионанием не иллюзорны, а вполне конкретны. У Македонского стремление завоевать мир было конкретно, и он почти справился с этой задачей. У пассионария Гумилева Л.Н была конкретная цель познать законы развития человеческого общества, и он блестяще с ней справился.
Я так же считаю неправомерными рассуждения Гумилева о этике, представляя пассионария неком монстром, который действует не давая себе отчет: творит он добро или зло. Пассионаний всегда убежден, что действия его правильны, что он творит добро в соответствии с его представлением о добре.
Я понимаю, что Гумилев исходит из позиций христианской марали: не убей, ни кради…, при таком взгляде действия пассионария - зло, так как он нарушает спокойствие и убивает и крадет.
Но те же христиане во время утверждения своей религии и убивали и крали и при этом оправдывали свои действия, утверждая, что действовали по велению Бога.
Другими словами: Бог судья пассионаритям. У Бога, я думаю, свое мнение о пассионанриях. Пасионарии добро и действия их оправданы тем, что они уничтожают застойные явления в обществе. Если бы не было пассионариев, человечество по-прежнему прибывало в первобытном состоянии.
Гумилев утверждает, что большинство пассионариев в толпе, определяя её потентность. Потентность толпы действительно определяют пассионарии, но я не согласен, что пассионарии не становятся героями. Благодаря своей энергии и целеустремленности пассионарии выбиваются в лидеры. Они не только заражают окружающих пассионарной энергией, но ведут за собой и вынуждают толпу подчиниться целенаправленным действиям. Пассионарии, однозначно, ведут за собой толпу. Они первые хватают камень, чтобы запустить его в полицейского вовремя революции, первыми бросаются на штурм вражеских укреплений. Пассионарии своим геройством дают пример для подражания.
главная