Л.Н. Гумилев.
Великая степь Евразийского
континента.
Посредине
Евразийского континента, от реки Уссури до Дуная тянется Великая степь,
окаймленная с севера сибирской тайгой, а с юга – горными хребтами. Эта
географическая зона делится на две половины, непохожие друг на друга. Восточная
половина называется Внутренняя Азия, это
Монголия… Западная половина включает Казахстан и степи Причерноморья.
Атмосферные
токи, несущие дождевые и снежные тучи имеют свою закономерность.
Циклоны с
Атлантики доносят влагу до горного барьера, отделяющего восточную степь от
западной. Над Монголией висит огромный антициклон, не пропускающий влажных
западных ветров. Он невидим, ибо прозрачен, и через него легко проходят
солнечные лучи, раскаляющие поверхность Земли. Поэтому зимой здесь выпадает
мало снега, а травоядные животные могут разгребать его и добывать корм – сухую
калорийную траву. Весной раскаленная почва размывает нижний слой воздуха,
благодаря чему в зазор вторгается влажный воздух из Сибири и, на юге,
тихоокеанские муссоны. Этой влаги достаточно, чтобы степь зазеленела и
обеспечила копытных кормом на весь год. А там, где сыт скот, процветают и люди. Именно
в восточной степи создавались могучи державы
хуннов, тюрок, уйгуров и монголов.
А на западе
снежный покров превышает 30 см. и, хуже того, во время оттепелей образует очень
прочный наст. В этих условиях, если не позаботится летом, скот гибнет от
бескормицы. Поэтому скотоводы вынуждены на лето, обычно сухое, гонять скот на
горные пастбища, а на зиму заготавливать сено.
Но в мире
нет ничего постоянного. Циклоны и муссоны иногда смещают свое направление и
текут не по степи, а по лесной зоне континента, а иногда даже по полярной, т.е.
по тундре. Пустыня Гоби и пустыня Бетпак-Дала наступают на степь и заставляют людей в поисках воды и травы покидать привычные для
проживания места, и этнические контакты из плодотворных становятся трагическими.
За последние
две тысячи лет вековая засуха постигла Великую степь во 2-3 веках, в 10 веке и
16 веке, каждый раз степь пустела, а люди либо рассеивались, либо погибали.
Но как
только циклоны и муссоны, возвращались на привычное место, трава одевала
раскаленную почву, животные кормились ею, а люди обретали привычный быт и
изобилие.
Но
вот что важно: грандиозные стихийные бедствия не влияли на смену формаций, ни
на культуру, ни на этногенез. Они воздействовали и только на хозяйство, а через него на уровень государственной
мощи кочевых держав, ибо те слабели в экономическом и военном отношении, но
восстанавливались, как только условия жизни приближались к оптимальным.
Для того
чтобы пасти овец, нужно не прогресс, а застой. Производительная сила - пастух и овца. Овца ходит по степи и ест
траву, а собака её охраняет – лучше не придумаешь.
Но на самом
деле никакого застоя в Великой степи не
было. Народы там развивались не менее бурно, чем в земледельческих районах Запада и Востока. Социальные сдвиги были хотя
и не похожи на европейские, но не менее значительные, а этногенез шел по той же
схеме, что и во всем мире.
Легенда о пресловутой неспособности кочевников к восприятию культуры и творчеству – это «черная
легенда».
Кочевники
Великой степи играли в истории культуре человечества
не меньшую роль, чем европейцы и китайцы.
Роль кочевников
была особой, оригинальной и требует своей разгадки.
Примечание от Лимарева В.Н.
Гумилев пишет:
«Но
вот что важно: грандиозные стихийные бедствия не влияли на смену формаций, ни
на культуру, ни на этногенез. Они воздействовали и только на хозяйство…»
«Этногенез - весь процесс от момента
возникновения до исчезновения этнической системы, возникающей на основе пассионарного толчка». (Гумилев)
В то же
время Л.Н. Гумилев в своих работах утверждает, что не все этносы доживают до
своей старости. И причиной тому, как хозяйственная
деятельность, так и «трагические
конфликты».
На самом
деле во время катастроф этносы гибли или выходили из постигнувшей их трагедии в
новом качестве.
Работы Л.Н. Гумилева
- это плацдарм для новых исследований.
главная