Л.Н. Гумилев.
Изменение климата влияет
на историческую судьбу народа!
Выдержка из работы Л.Н.
Гумилева:
«Изменение климата и
миграции кочевников»
Историческая судьба этноса зависит от
изменяющегося ландшафта.
Зависимость человечества окружающей его природы неоспорима!
Народы живут в определенных ландшафтах, но
сколько ландшафты разнообразны, то столько же и разнообразны и народы.
Однако ландшафты, подобно этносам, имеют свою динамику
развития, свою историю. Иногда ландшафты изменяются до неузнаваемости, люди должны
либо приспосабливаться к новым условиям, либо вымереть, либо обрести новых
родину. Выселиться из ставшего непригодным
для жизни района могут единицы, или группы, но когда идет речь о судьбе целого
народа, то такие переходы связаны с крупными историческими событиями.
И поскольку они часто повторялись за пять тысяч лет обозримой
истории, то их можно изучить и квалифицировать.
Миграция народов фиксировалось историей, а изменение ландшафтов
не имеет абсолютных дат. Следовательно, для того, чтобы датировать изменения,
происходящие в природе, мы можем отправляться от истории.
В результате наших исследований мы пришли к следующим
выводам.
1.
Историческая
судьба данного этноса, является результатом
его хозяйственной деятельности, непосредственно связана с динамическим
состоянием вмещающего ландшафта.
2.
Археологическая культура данного этноса, представляет собой кристаллизованный
след его исторической судьбы, отражает состояние ландшафта в эпоху, подающуюся
абсолютной датировкой.
3.
Сочетание
исторических и археологических материалов позволяет судить о характере
вмещающего ландшафта в ту или иную эпоху и, следовательно, о характере его
изменений. И наоборот, наличие установленных данных о колебании климата
помогает искать памятники давно исчернивших народов.
Ландшафт и кочевники.
Азиатская степь как
нельзя лучше приспособлена для жизни человека.
Зеленый ковер калорийных трав поедается скотом, превращается в жирное
мясо и мягкую шерсть. Кочевой быт позволяет степнякам использовать все
богатства природы и экономить силы, которые шли на создание оригинальной
культуры, фольклора, мифологии и разнообразных социальных систем, как то: орд, племенных
союзов и противостоять агрессивным тенденциям земледельческих государств.
Кочевники куда менее склоны к переселению, чем земледельцы.
Овцы и коровы движутся
медленно и должны иметь постоянное и привычное питание.
Но даже простоя смена
подножного корма может вызывать падеж. А без скота кочевники немедленно
начинают голодать.
Если для скота
недостаточно питания, кочевники вынуждены покидать родину и искать ландшафт
похожий на тот, который они покинули.
С эти связаны миграции
кочевников во 2 веке до н.э
С этим связаны миграции
кочевников в 3 веке н.э.
В 3 веке н.э. эры самые
разнообразные источники дают основание, что климат был засушлив для всей
степной зоны Евразии.
Заросли сменялись лугами,
луга - степями, степи полупустынями, и наконец, где рос зеленый ковер сочных
трав, – пустыня, барханы.
При повышенно увлажнении
эта система сдвигается на север, при пониженном – к югу,
в вместе с ней перемещаются травоядные животные
и их пастухи.
Передвижение же
кочевников сопровождается грандиозными войнами, так они неизбежно вторгаются в
места, где ведут оседлый образ жизни народы-соседи.
В 3 веке в Китай пришли
не завоеватели, а бедняки, просившие разрешение поселится на берегах рек, чтобы
иметь возможность поить сот. Впоследствии
завоевание Северного Китая произошло,
главным образом за счет того, что китайские земледельцы, так же постепенно и незаметно,
покидали свои поля на севере и отходили на юг, где выпадало достаточно дождей.
Таким образом, кочевники занимали
заброшенные поля и превращали их в пастбища.
В 4 веке наблюдается обратный процесс… Вновь Великая степь стала пригодной для кочевого скотоводства.
Примечание от Лимарева В.Н. (Комментарий к фото)
Анкор - столица Камбоджи погиб вследствие изменения климата с влажного на засушливый. Уровень воды в Меконге уменьшился, озеро примыкающее к Анкору обмелело…
главная